1. ВВЕДЕНИЕ
Корпоративная книга продаж (далее ККП) – это документ, отражающий стандарты работы сотрудников, принятые в компании, специфику продаж с учетом особенностей компании и товара.
Другими словами, корпоративная книга продаж подробно
отвечает на вопросы:
·
Какой продукт
продает компания?
·
Кому?
·
Как именно его
надо продавать?
Практические задачи, которые решает книга:
1. ККП необходима для обучения новых сотрудников
отдела продаж, особенно если компания активно
проводит набор менеджеров по продажам. Гораздо легче
проводить обучение, введение в ассортимент и
в корпоративные стандарты с помощью документа, где все
эти стандарты описаны.
2. ККП может являться инструментом оценки знаний
действующих сотрудников.
3. ККП дает возможность оперативно передавать опыт в
другие подразделения и филиалы компании, обмениваться этим опытом.
4. ККП – это возможность сохранять знания и опыт в
рамках организации и совершенствовать его. Ни для
кого не секрет, как высока текучесть кадров в отделах
продаж. В средней российской компании за год обновляется до 70-80% менеджеров
по продажам. Для того чтобы весь опыт компании по работе с клиентами не
пропадал вместе с уволившимися сотрудниками, а аккумулировался,
документировался и передавался, как раз и необходима корпоративная книга.
5. ККП – это инструмент управленческого контроля.
Руководитель может в любой момент оценить работу продающего персонала, дать
четкую структурированную обратную связь сотрудникам и оперативно внести
коррективы в работу.
6. ККП – это инструмент оперативного информирования
сотрудников о введении новых позиций в ассортимент компании, о проведении
маркетинговых мероприятий по поддержке продаж и акций, направленных на
реализацию тех или иных товаров, о сезонных скидках и спецпредложениях
компании. Руководитель может в любой момент внести коррективы в корпоративную
книгу продаж согласно реалиям бизнеса, актуальным на сегодняшний день.
Кому необходима книга продаж?
1. Новому сотруднику, который только пришел в компанию
и пытается разобраться, что надо продавать
и как. Если в Вашей компании новичок обязательно
проходит процедуру обучения и введения в ассорти-
мент, это великолепно. Но даже и в этом случае ему
будет гораздо легче вникнуть, если он получит на руки документ, где все будет
четко изложено. Это позволит новичку скорее начать продавать и заключать
сделки, а значит, принесет Вам дополнительные деньги.
2. Менеджеру, который работает недавно. Он уже не
новичок, но все равно еще не полностью освоился и
может попасть в процессе работы с клиентом в нештатную
ситуацию. И не всегда есть возможность получить консультацию более опытного
коллеги или начальника отдела. Тут ему на помощь придет ККП, где будут
разобраны примеры наиболее часто встречающихся сложных ситуаций и методы выхода
из них.
3. Сотруднику компании, ответственному за адаптацию,
обучение и развитее персонала. ККП позволит эффективнее выполнять работу по
обучению новых и уже работающих сотрудников. Имея четкий стандарт работы, легко
подготовить любой вариант аудиторного или полевого обучения, провести оценку
текущей работы и аттестацию.
4. Начальнику отдела продаж ККП дает возможность
контролировать процесс продажи, сравнивать действия сотрудников с эталоном и
давать корректную обратную связь для исправления ошибок. Да и свод правил,
прописанный на бумаге, вызывает меньше возможностей для возникновения спорных
ситуаций в коллективе. Наличие в компании документа, содержащего в себе все
стандарты и приемы работы с клиентами, позволит начальнику отдела продаж
существенно экономить свое рабочее время, которое он до этого тратил на
многократное объяснение новичкам типичных правил.
5. Для руководителя компании ККП – инструмент контроля
за системой продаж в компании и управления
этой системой. Руководитель всегда может проверить,
как построена эта система, и внести свои коррективы. Кроме того, ККП – это
элемент корпоративной культуры. Стандартизация процессов – признак высокого
уровня компании. Да и сотрудники видят, что компания заботится о них и
стремится сделать их работу более удобной и комфортной, а это повышает
лояльность персонала.
Примерная схема содержания
Корпоративной книги продаж
Она может состоять из двух принципиальных частей.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ : ОПИСАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В КО МПАНИИ
В описание могут входить:
·
миссия фирмы;
·
цели и задачи
компании;
·
описание
продукта (продуктов) компании;
·
конкуренты, их
отличия; конкурентные преимущества компании;
·
портрет
целевого клиента компании;
·
организационная
структура компании; схема взаимодействия подразделений и сотрудников;
коммуникации внутри компании; взаимосвязь сотрудников отдела продаж с
сотрудниками других подразделений компании; корпоративная книга контактов
(телефоны и рабочие мейлы сотрудников);
·
сроки поставки
товара; формы поставки; комплектации;
·
стандарт
оформления документов при покупке;
·
гарантии;
·
портрет
продавца компании: какими знаниями и навыками должен обладать продавец, где
получить необходимую информацию, как должен выглядеть продавец (дресс-код
компании);
·
распорядок дня
и другие подробности рабочего процесса;
·
должностная
инструкция сотрудника;
·
система
мотивации и оплаты труда;
·
система работы
с клиентской базой; отчеты менеджера по продажам и т.д.;
·
стандарты
оформления исходящих документов (если есть);
·
перспективы
карьеры внутри компании (с конкретными примерами).
ЧАСТЬ ВТОРАЯ : ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
ПРОДАЖИ ПРОД УКТА КОМПАНИИ:
·
описание
основных этапов продажи продукта;
·
цели и задачи
этапов продаж;
·
инструменты и
рекомендации для эффективной реализации каждого этапа продаж в зависимости от
направления бизнеса (розничные продажи товара, предложение услуг, бизнес для
бизнеса);
·
примеры
словесных формулировок для общения с клиентами;
·
описание
конкретных ситуаций, сложные моменты и механизмы их решения.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ДЛЯ СОТР УДНИКОВ :
Сейчас вы держите в руках или видите на экране
монитора своего компьютера корпоративную книгу продаж.
Эта книга написана для того, чтобы Вам как новому
сотруднику было проще влиться в темп работы, узнать
многие нюансы.
Не надо ничего придумывать и экспериментировать! Все,
что Вам нужно – это дочитать эту книгу до конца, вникнуть в процесс работы, и,
самое главное, внедрять все, что написано в этой книге, на практике. В ней Вы
найдете большое количество советов по тому, как совершать продажи и как
обходить возражения потенциальных клиентов. Кроме того, в книге Вы найдете скрипты
(шаблоны разговора с клиентом), чтобы Вы уже сейчас смогли приступить к
продажам.