8. Допущения, ресурсы, риски
Данный раздел является не обязательным, но на практике
помогает учесть и решить сложные вопросы
«на берегу».
Планирование – трудный кропотливый процесс. Планируя
стратегию, мы исходим из текущих факторов
внешней и внутренней среды. Но все чаще становится
практически невозможно предсказать такие действия конкурентов, которые могут
значимо изменить картину конкуренции в отрасли.
Поэтому, если Вы заранее презентуете руководству все
допущения, которые принимали при разработке
стратегии, отметьте ключевые риски и потребуйте
дополнительные ресурсы, чтобы выполнить планируемые проекты эффективно, тогда
Вы будете восприниматься как более компетентный специалист и управленец.
- Изменение,
улучшение каких ресурсов необходимо для выполнения маркетингового плана?
- Изменение,
улучшение каких процессов потребуется для выполнения маркетингового плана?
- Опишите
все используемые при построении модели допущения в области роста затрат,
инфляции и уровня цен, эластичности, конкурентной ситуации.
- Опишите
ключевые риски , которые могут возникнуть при выполнении плана маркетинга.
Результаты анализа внутренней среды
компании
Первый шаг ситуационного анализа – получение
исчерпывающей информации о результатах деятельности и внутренних процессах
компании. Для анализа внутренних факторов рекомендуется придерживаться
следующего плана.
Обзор текущих целей и задач компании
- Опишите
текущие цели и задачи компании, которые утверждались при защите
маркетинговой стратегии в прошлом году.
- Оцените
уровень достижения целей и причины перевыполнения или невыполнения целей.
- Оцените
соответствие целей текущим целям и миссии компании, ключевым рыночным
трендам.
Обзор выполнения текущей маркетинговой
стратегии
- Опишите
текущую маркетинговую стратегию в отношении товара, ценообразования,
распределения и продвижения, другими словами, по всем ключевым пунктам
маркетинг-микса.
- Оцените,
какие элементы текущей маркетинговой стратегии товара работают эффективно
(повышают долю рынка и прибыль компании), а какие элементы неэффективны и
требуют изменения.
- Опишите
текущую деятельность фирмы по показателям: объем продаж, рыночная доля товаров,
прибыль и норма рентабельности, уровень осведомленности и потребления
бренда (в сравнении с рыночной динамикой и среднерыночными показателями).
- Если
показатели снижаются или растут быстрее рынка, представьте наиболее
вероятные причины такой динамики.
Анализ существующих внутренних ресурсов
компании
- Опишите
состояние и достаточность существующих ресурсов компании: финансовый
капитал и бюджет, квалифицированность и количество персонала,
технологическая оснащенность и доступ к технологиям, отношения с поставщиками,
доступ к информации. Оцените возможность изменения доступа, качества и объема
ресурсов в будущем.
- Если
ожидаются изменения в доступе, объеме или качестве ресурсов, то какие
действия необходимы для минимизации рисков?
Обзор ключевых структурных вопросов
- Оцените
положительные и отрицательные моменты существующей организационной
структуры компании и корпоративной культуры, которые помогают или мешают
качественно реализовывать маркетинговую стратегию компании.
- Предмет
анализа: клиентоориентированность компании, удовлетворенность и мотивация
персонала, готовность компании к быстрым изменениям, сроки выполнения
работ и общий уровень производительности, значение отдела маркетинга в
компании, принципы подчинения между отделами.
- Предложите
пути улучшения ситуации. Пункты ситуационного анализа внутренней среды
компании, относящиеся к рекомендациям по структурным вопросам и имеющимся
ресурсам компании, рекомендуется презентовать в конце маркетингового плана
в пункте «Допущения, ресурсы, риски».